На главную
 
В Риге хотели построить метро
 
Самая грандиозная советская стройка - рижское метро - так и осталась на бумаге

Самая грандиозная советская стройка - рижское метро - так и осталась на бумаге. А ведь если бы тогда, в 1988 году, было принято другое решение, в следующем году была бы открыта его первая линия. 'Час' отыскал одного из метростроевцев, чтобы выяснить, как удалось тогдашним чиновникам угадать, что к концу века Рига задохнется в пробках.

Алирза Гусейнов всю жизнь работал строителем. В 80-е годы, когда Рига активно застраивалась, работал в минстрое Латвии, отвечал за стройки Риги и Юрмалы. Впервые в строительных планах слово 'метро' появилось 17 лет назад, в 1984 году.

- Тогда не было понятия пробок, - говорит Гусейнов. - Однако смотрели в перспективу, на 10 - 15 лет вперед. В то время одного желания построить метро было мало. Надо было добиваться, чтобы город был внесен в особый план городов-'миллионщиков'. Одним из главных условий строительства метро было количество жителей - не менее миллиона.

Рижское метро досталось городу 'на вырост': до нормы не хватало чуть больше двухсот тысяч. Прирост населения был стабильным, однако заветного миллиона достигли бы все равно не скоро. Однако планировщики прикинули, что армия метростроевцев, часть из которых наверняка осядет в Латвии после строительства, легко устроит демографический взрыв.

Алирза Гусейнов:

- В 84-м году должны были начать строительство базы и автоколонны для метростроя у ТЭЦ-2. В Болдерае построили еще одну базу, для управления строительной комплектации. Старое здание этого управления, у завода ВЭФ, пришлось снести - на его месте должна была появиться станция будущего метро.

- А какая схема была у Рижского метро ?

- Первая очередь - правобережье, 4 - 5 станций. Помимо упомянутой, у ВЭФа, это Чиекуркалнс, Югла и Плявниеки. Линии должны были сходиться у вокзала. Второй этап - это Задвинье. Тогда шли дебаты, как строить: под рекой или на поверхности. Первую станцию построили бы в Зиепниеккалнсе, на Виенибас гатве.

Строительство метро планировалось в 1988 году, а первые станции должны были появиться к 2002 году. Вся база метростроя стоила тогда 7,5 млн. рублей, на первый год строительства выделялось где-то 400 - 600 тысяч. На следующий год надо было освоить уже 2 млн. рублей. Тогда же начались и первые протесты со стороны 'зеленых'.

- Как помню, главный аргумент был такой: стройка абсурдная, потому что река близко. Как вы это прокомментируете?

- Решение о строительстве такого серьезного объекта принимают после долгого изучения. Делают инженерные изыскания, изучают местность, состояние грунта, влияние на окружающую среду и т. д. В таких городах, как Лондон, Париж, Москва, есть метро, несмотря на реки. В моем родном Баку метро также успешно работает, хотя там почва суглинистая и в 20 раз больше нужно вложить, чем в Риге. Я не могу судить, насколько решение строить метро было плохо или хорошо, для этого были компетентные организации, целые институты, изучавшие проблему.

С другой стороны, если бы метро в Риге построили, то таких пробок, как сейчас, не было бы. Было бы чище. По моему мнению, экология Риги сейчас больше страдает, от выхлопных газов машин-развалюх в центре дышать невозможно.

- Стройку отменили из-за 'зеленых'?

- Недавно 'зеленые' защищали от вырубки несколько деревьев у Дома конгрессов - и не смогли. Тогда их влияние было сильнее.

Но возник вопрос: зачем Риге миллион населения? Зачем приглашать строителей, строить заводы и так далее. Метро - это ведь не просто одна стройка, а целая концепция развития города: дома, детсады, школы.

Тогда, видимо, это было правильное решение. Хотя в те годы никто не мог прогнозировать нынешнее состояние городского транспорта, сейчас мы видим: миллиона населения в Риге нет, а вот число машин уже приближается к миллиону.

- Что еще, кроме метро, должны были построить?

- Я был одним из авторов программы развития города до 2010 года. К этому году планировалось ликвидировать очереди на жилье. Одновременно с 2001года началось бы расселение старых домов. На практике это бы выглядело так: район Дрейлини ввели бы в эксплуатацию еще в 1990 году, развивался бы Московский район в сторону Румбулы, Зиепниеккалнса и Золитуде. Это там, где сейчас частные огороды.

- Оцените, как строитель, сегодняшние стройки.

- Я что-то не вижу, что в Риге строят. Разве что супермаркеты. Но это все равно не масштаб. Раньше в Латвии ежегодно строилось где-то 550 тысяч квадратных метров, и больше половины приходилось на Ригу.

Мне как строителю обидно смотреть, как в Старой Риге строят здания из бетона и стекла. Это все для улицы Краста - пришли, за три месяца построили и ушли. А вот что касается Дома Черноголовых, то я 'за'. Люди чувствуют архитектуру тех времен. А вот этого стеклянного безобразия, что напротив построили, я не понимаю. На мой взгляд, это несовместимо.

- А как вам новые транспортные проекты Рижской думы? Вы за Северный тоннель или за Южный мост?

- Когда в 83-м строили Вантовый мост, то тоже шла перепалка: зачем он нужен? Сегодня все однозначно понимают, что через Даугаву нужна переправа. Но, во-первых, если деньги народные, то надо у народа спросить. И во-вторых, должна быть перспектива развития всего города.

Почему мы сегодня думаем только о строительстве одного объекта? Надо рассматривать этот вопрос в комплексе. А вдруг мы завтра при решении комплексных вопросов придем к выводу, что нужно строить метро, и тогда вопрос, какой мост строить и где, решится сам по себе.

Кого-то раздражают пробки, а я, например, вижу другую проблему - экологическую. В центре города тяжело дышать из-за загазованности. То есть грузовики надо вывести за городскую черту. Того, кто живет в Юрмале, интересует проблема мостов. Другой хочет быстро ездить по широким улицам. Кому-то хочется видеть красивую панораму, и так далее.

Но главное, что транспортную проблему надо решать не на сегодня, а лет на 50 вперед.

Когда собирались строить метро, противники говорили: это плохо, давайте построим 'красные трамваи', как в Киеве. Это такие скоростные трамваи с ограждением вдоль линий. Однако не получилось ни того, ни другого.

Задача тогда была такая - лишь бы не строить метро. Однако сегодня опять нужно решать ту же проблему. Поэтому если мы хотим ее решить, то нужно рассматривать все варианты - и метро, и скоростные трамваи, и любые другие.

 
  
 
Схема нереализованного проекта Рижского метро с сайта http://www.gorodriga.info/forum/

Дарья ЖДАНОВА

'Час', 11 декабря 2001 года

Источник : http://www.realty.lv/rus/news/?id=74184211122001102952


Нереализованнные транспортные проекты
СООБЩЕНИЕ СО ВЗМОРЬЕМ

В одном из номеров газеты "Взморье" за 1912 год читатель мог прочитать занимательное сообщение:

Бельгийское акционерное общество начало строительство электрической двухколейной трамвайной линии Рига - взморье. Ориентировочный маршрут её:
Рига
Кифернгальт (Приедайне)
Билдерлингсгоф (Булдури)
Эдинбург-1 (Дзинтари)
Эдинбург-2
Майоренгоф
Дуббельн
Конечный пункт - Ассерн.
Было сказано, что до Майори трамвай будет доезжать за 20 минут при максимальной скорости 60 км/ч. Но, как и во многие другие проекты тех времён, в этот вмешалась Первая Мировая война.

17 мая 1924 года газета 'Сегодня' рассказала об ещё более необычном проекте: предполагалось наладить воздушное сообщение Рига - Юрмала. Утверждалось, что билет мог бы стоить 8 латов, а в день из Риги к морю устраивалось бы 6 рейсов. Вскоре, однако, появилось сообщение, что проект отклыдывается.

В 30-ых годах прозвучала также мысль о соединении курорта со столицей городской железной дорогой, наподобие немецкого S-Bahn. Но и оно было услышано, но не осуществлено. Арнольд Ламзе, выдвинувший идею, таким образом, помимо связи со взморьем, мечтал оживить посёлки Приедайне и Бабите, что получилось только после электрификации железной дороги.

СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ

Скоростной трамвай как идеальный вариант решения транспортной проблемы в городе Риге был предложен в 1965 году группой ленинградских инженеров под руководством В. Грицовского. По его проекту, опубликованному в газете Rīgas Balss 10 января 1966 года:

В густонаселенных центральных районах трамвай пойдет по туннелям на шестиметровой глубине. Такие туннели будут перекрыты железобетонными плитами. В новых районах и малонаселенных местах, где транспортные средства друг другу не мешают, скоростной трамвай выйдет из туннеля и будет двигаться на уровне земли или в некотором углублении.Проектировщики выработали вариант первой очереди - 82 километра путей, из них 20 километров под землей. Предполагается, что первые 5 подземных километров пути будут построены уже в этой пятилетке.
МЕТРО

О метрополитене в Риге серьезно заговорили к 1984 году, хотя вскользь эта тема появлялась уже в конце семидесятых. И, несмотря на то, что метро обычно строилось в городах-миллионерах, Риге с ее населением в 900 000 человек было решено преподнести подарок.

В середине десятилетия уже строили две базы для метростроевцев: одну в Межапарксе возле ТЭЦ, другую - в Болдерае.

В 1989 году был готов проект метрополитена, созданный в Ленинграде и одобренный в Москве. Строительство ценой в семь с половиной миллионов рублей силами Минскского Метростроя должно было начаться в 1990 году так, чтобы пусковой участок поспел к началу тысячилетия. Чертежи предусматривали устройство в первой очереди восьми станций:

Засулаукс
Аврора
Бульвар Узварас
Центральный вокзал
Дружба (возле гостиницы Латвия)
Видземский рынок
Станция Ошкалны (ныне Земитаны)
ВЭФ
Длина пускового участка составила бы 8,3 км., 4 станции были бы глубокого залегания, 4 - мелкого; 4 строились бы открытым способом, 4 - закрытым. Первые станции открылись бы к 2002 году.

Позднее метро было бы продолжено, соединив такие районы как Саркандаугава, Югла, Золитуде, Зиепниеккалнс и другие; даже один еще не построенный - Буллю капа. Все ветки сходились бы у вокзала.

Немаловажный аспект - художественное оформление станций. В отличие от инженерной части проекта, кторорая была доверена специалистам из Северной столицы Союза, этим вопросом занимались архитекторы из столицы местной.

Как известно, метро в Риге все-таки не было построено - постарались местные бюрократы и националисты. Причин они нашли много: и очередная оккупация несчастной Латвии метростроителями, и низкое качество, и абсолютное неучитывание потребностей инвалидов (что, вообще-то, правда - ни лифты, ни пандусы не были предусмотрены), и чрезмерное развитие участков вокруг станций метро (мнение высказал Сигурд Грава, градостроитель из США), и экономическая нецелесообразность,и сложность геологических усоловий, и так далее, и тому подобное. Конечно, некоторые из этих причин не высказывались вслух, но вместе они достигли поставленной цели, и ныне Рига живет без метро. Кстати, когда ругали метро, добрым словом поминали скоростной трамвай, что так и не построили в шестидесятых. Ну а с обретением независимости и вовсе все разговоры о метро прекратились.

Артур Рейльян
Источник :http://www.gorodriga.info/history/transport/unreal/


Издание "Метрополитены" издательства Транспорт 1988 года . По Риге там следующая информация.

В настоящее время ведется сооружение метрополитенов в ...Риге... .
...
Комплексной схемой развития городского пассажирского транспорта предусмотрено сооружение метрополитена в г. Риге.
Первая линия протяженностью 9,0 км свяжет районы массовой жилой застройки западной части города через ее центр с промышленным районом в юго-восточной части города. Количество станций на линии - восемь, из них 4 станции - глубокого заложения.
Строительство будет проходить в сложных инженерно-геологических условиях, в районах плотной городской застройки, большой исторической ценности. Для осуществления строительства необходимо в течении двух лет провести комплекс подготовительных работ по сносу зданий, перекладке подземных коммуникаций, подготовке строительных площадок с сооружением временных зданий и наземных горных комплексов. Необходимо также соорудить производственную базу строительства.
...
Помимо одиннадцати городов, в которых в настоящее время эксплуатируются метрополитены, в расчетный период(до 2000г.) будут производится работы по строительству линий метрополитенов еще в 13 городах: ...Риге... .
...
Особенностью двенадцатой пятилетки является то, что ввод новых линий планируется вовсех городах, где уже эксплуатируются метрополитены, при этом предусматривается также ввести метрополитены в трех новых городах: Куйбышеве, Свердловске и Днепропетровске и начать строительство в городах Риге, Алма-Ате, Омске, Челябинске, Красноярске.
...
 




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам
 


Надежные виброплиты для работ по строительству и благоустройству | Разновидности бензиновых генераторов | Входные стальные двери