На главную
 
Первый в мире танк родом из Риги
 
ОТ 'ВЕЗДЕХОДА' ДО ...

В оснащении современных армий ведущая роль принадлежит так называемым комплексным системам вооружения, примером которых может служить танк - боевая гусеничная машина, сочетающая в себе мощное вооружение, надежную броневую защиту и высокую подвижность Собственно, танк и был задуман как комплексная система оружия - об этом свидетельствуют слова создателя первого в мире танка , нашего соотечественника А. А. Пороховщикова , который писал: 'На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука - бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами... Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа:'

Танк А. А. Пороховщикова 'Вездеход' покинул стены мастерских 18 мая 1915 года. Более полувека отделяет нас от этого события, но задуманное конструктором первого танка гармоничное триединство боевых качеств сохраняет свое значение и по сей день. Правда, на отдельных этапах развития танкостроения эта гармония нередко нарушалась. Так, например, был период, когда специалисты провозгласили важнейшей характеристикой танка скорость, и танки стали обгонять автомобили, но, увы, за счет снижения мощи вооружения и броневой защиты. Другой крайностью была ставка на тяжелые тихоходные танки - своеобразные сухопутные дредноуты с несколькими пушками и подчас едва ли не десятком пулеметов. Апофеозом этой концепции стал созданный гитлеровцами в конце воины сверхтяжелый танк 'Мышонок'. Останки трех таких машин, взорванных при подходе советских войск, были найдены в районе Берлина. Судя по ним, толщина брони этого танка достигала 240 миллиметров, а вес составлял 160 тонн.
 
  
 


В феврале 1915 года в мастерских расквартированного в Риге Нижегородского пехотного полка группа солдат-мастеровых и рабочих приступила к изготовлению опытного образца первого в мире танка , разработанного известным летчиком и конструктором Александром Александровичем Пороховщиковым (на фото стоит слева). А 18 мая 1915 года танк Пороховщикова , названный 'Вездеход' вышел в испытательный пробег. В конструкции этого танка уже были предусмотрены все основные элементы современных боевых машин - броневой корпус вооружение во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания гусеничный
 
  
 
движитель. Несущей конструкцией танка была сварная рама с четырьмя полыми вращающимися барабанами, вокруг которых перематывалась одна широкая гусеничная лента. Натяжение ленты регулировалось с помощью натяжного приспособления и натяжного барабана. Управление машиной осуществлялось с помощью размещенных у бортов двух поворотных рулевых колес. При движении по твердому грунту танк опирался на эти колеса и на ведущий барабан, а на мягком грунте 'ложился' на гусеничную ленту. Длина машины составляла 3,6 метра, ширина -2 метра, высота (без башни) - 1,5 метра, окончательный вес предполагался равным 3,5-4,0 тоннам. Танк Пороховщикова 'Вездеход' успешно прошел испытания, и только косность царского правительства помешала широкому освоению этой замечательной машины. Первый же опытный английский танк появился лишь полгода спустя - в сентябре 1915 года.

Танк вчера, сегодня, завтра
Инженер-подполковник Е. Косырев
('Наука и жизнь' ? 4,5 за 1968 год)
Материал предоставил Игорь Гостев
Полностью статья : http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/FromTo/

 
  
 
 
  
 


В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер машиностроительного завода в Риге Пороховщиков предложил главнокомандующему русской армией оригинальный проект боевой гусеничной машины. Это было то, что мы теперь называем танком (рис. 38). В июне 1915 года Пороховщиков уже испытывал свою машину. При испытании её скорость достигала 25 км/час. Такой скоростью не обладали ни английские , ни французские первые танки . Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: она могла двигаться по дорогам на колёсах и по местности на гусеницах. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.


Первый русский танк Пороховщикова. Испытывался в июне 1915 г.

В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор.

Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, как танк. Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков в царской России. Его танк был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях.

Источник : http://armor.kiev.ua/lib/tank/3/t3.html

В 1914 году под руководством инженера Пороховщикова А. А. разработана, а в 1915 г. в г. Риге построена бронированная колесно-гусеничная машина, названная "Вездеходом". Масса машины была 3,5-4 т, экипаж - 1 человек, пулеметное вооружение, противопульное бронирование. Двигатель мощностью 15 кВт, планетарная трансмиссия, комбинированный колесно-гусеничный движитель (одна гусеница и два управляемых колеса) обеспечивали максимальную скорость 25 км/ч.

В машине Пороховщикова были уже все элементы современного танка : броневой корпус, вооружение, расположенное во вращающейся башне, двигатель внутреннего сгорания и гусеничный движитель. Примечательна такая особенность, как широкая - почти по всей ширине машины - гусеница. Она повышала проходимость танка, исключала возможность посадить его днищем на препятствие. Танк , спроектированный Пороховщиковым , был построен солдатами и рабочими в мастерских расквартированного в Риге Нижегородского пехотного полка. В мае 1915 года начались #9#R# испытания "вездехода", как назвали новую машину. И хотя они проходили успешно, военное ведомство не сочло нужным продолжать работу по ее усовершенствованию. Дело так и ограничилось созданием опытного образца.


Первые опытные образцы английских танков появились только в сентябре 1915 г., а французские-в 1916 году. И английские, и французские танки уступали "вездеходу".

 
  
 



В 1915 году , 18 мая по ст. ст., было проведено испытание первого в мире танка 'Вездеход', построенного на Русско - Балтийском заводе в Риге. Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. Конструктором танка был 23-летний Александр Александрович Пороховщиков. Его отец был архитектором, который спроектировал здание известного московского ресторана 'Славянский базар'. Внук конструктора Александр Шалвович Пороховщиков - известный актер и внешне похож на деда.

Источник : http://www.uralved.ru/archive/31-05-2003/29.html




Александр Александрович Пороховщиков, мастер Рижского машиностроительного завода, изобретатель. В возрасте 23 лет скон-струировал и построил на Русско - Балтийском заводе первый в мире танк 'Вездеход'. В 1916 году провел в Петрограде его испытания. Самой интересной разработкой Пороховщикова были форма корпуса и конструкция брони: ее сделали многослойной. Тем не менее, зимой 1916 г. военные прекратили финансирование работ. А танки с разнесенным многослойным бронированием появились лишь в начале 70-х годов ХХ века:

Источник : http://www.vor.ru/Russia/Commentaries/commentaries_1251_2071.html


 
  
 
Мои попытки реконструкции

1915 Проводится испытание первого в мире танка "Вездеход", построенного на Русско-Балтийском заводе в Риге. В конструкции машины были предусмотрены все элементы современного танка: гусеничный движитель, броневой корпус и вооружение, расположенное во вращающейся башне. Танк развивал скорость до 25 верст в час по довольно глубокому песку. Конструктор танка - 23-летний Александр Александрович ПОРОХОВЩИКОВ.
 
  
 
Мои попытки реконструкции






Потомственный дворянин Александр Александрович Пороховщиков (1893-1942) в декабре 1909 г. на Воздухоплавательной секции XII Съезда естествоиспытателей и врачей в Москве он выставил модель расчалочного моноплана. Модель заслужила положительный отзыв Н.Е. Жуковского. Самолет Пороховщиков построил в Риге и испытал 26 июня 1911 г., а в 1912 г. представил на Второй международной выставке в Москве. Диапазон интересов Пороховщикова был широк, а кипучая энергия побуждала его заниматься чуть ли не всеми областями техники. В Санкт-Петербурге, по адресу Аптекарский остров, Песочная 23 помещалась принадлежащая ему 'Соединенная мастерская'. На ее бланках значились отделения: самолетов, самоходов, вездеходов, двигателей, повозок, военного снаряжения, электротехническое, железнодорожное, а затем - 'секретное'. В 1914 г. Пороховщиков построил двухфюзеляжный самолет 'Би-Кок' и предложил его в качестве разведчика Военному ведомству.
27 февраля 1917 г. Пороховщиков построил учебный двухместный биплан П-IV, в 1920-23 гг. появились П-IV бис, П-IV 2 бис, П-VI, П-VI бис. Они строились серийно и послужили 'летающей партой' для многих советских летчиков.

В августе 1914 г. Пороховщиковпредставил Главному начальнику снабжений армий Северо-Западного фронта чертежи и смету постройки 'Вездехода'. Кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и плавучесть машины.

Машина снабжалась обтекаемым корпусом с нишей воздухозаборника впереди. По хорошей дороге 'Вездеход' должен был двигаться на заднем барабане и колесах, а на рыхлом грунте ложиться на гусеницу.
Весной 1915 года (т.е. во время испытаний 'Вездехода') Пороховщиков предложил броню собственной разработки: 'Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок'. Котельное железо отжигалось 'по способу, составляющему секрет изобретателя', а в качестве прокладки 'после громадного числа опытов' он выбрал сушеную и прессованную морскую траву. Особо подчеркивал автор дешевизну 'железной брони', возможность гнуть и варить ее.

Для демонстрации Пороховщиков забронировал в Риге автомобиль 'Форд'. Бронекорпус имел форму вытянутого пятиугольника с 'откидным забралом' и обращенной назад вершиной. Броня прикрывала экипаж из шофера, наблюдателя и сидящего сзади пулеметчика, а также двигатель, коробку передач и тяги управления. 14 июня 1915г. этот бронеавтомобиль был представлен комиссии во главе с полковником Поклевским-Козелло и обстрелян с расстояния 50 м из германской и австрийской винтовок, револьвера 'Наган' и пистолета 'Браунинг'. Комиссия отметила отсутствие сквозного пробития и то, что при бронировании не пришлось усиливать рессоры автомобиля. 31 января 1916 г. Пороховщиков представляет 'Железную Броню' Автомобильно-авиационному отделу Центрального Военно-промышленного Комитета для 'бронировки автомобилей и поездов'. Он предлагает немедленно заказать его мастерской бронировку нескольких автомобилей, дабы они 'могли принять участие в предстоящей весенней кампании'.

На сообщения о первых успехах английских танков Пороховщиков отреагировал и практически - 19 января 1917 г. он представил в ГВТУ проект и модель 'Вездехода ?2'. Это уже действительно было нечто подобное танку с экипажем в 4 человека и 'броневой рубкой'. Последняя состояла из трех независимо вращающихся поясов с пулеметом 'Максим' в каждом. Еще один 'Максим' крепился в лобовом листе корпуса. Идея движителя осталась прежней, добавились только колеса на концах заднего барабана.




29 сентября 1916 г. в газете 'Новое время' появилась его статья с заголовком 'Сухопутный флот - русское изобретение'. Помимо 'танка' он настаивал и на других своих приоритетах: 'В 1909 г., - писал Пороховщиков, - я построил автоматически устойчивый самолет..., в 1912 г. ...первый самолет 'двухвостку' ..., в 1912 г. я предлагал удушливый газ'.
На протяжении 1911-1923 гг. он построил несколько самолетов, часть из них пошла в серию. На самолетах А. А. Пороховщикова выучились летать многие советские летчики. А. А. Пороховщиков начал интересоваться авиацией в 16-летнем возрасте. Летом 1909 г. он построил модель самолета, выставленную им в Воздухоплавательной подсекции XII Съезда естествоиспытателей и врачей в Москве в конце декабря 1909 г. После положительного отзыва Н. Е. Жуковского о модели и после ее удачных полетов владелец завода 'Дукс' Ю. А. Меллер согласился построить натурный самолет, но не оказалось подходящего двигателя и дело ограничилось постройкой только планера самолета. В 1911 г. Пороховщикову удалось построить свой первый самолет, после удачных полетов которого он начал проектирование второго самолета 'Би-Кок', постройка которого была удачно завершена в 1914 г.

Во время первой мировой войны А. А. Пороховщиков организовал свое предприятие, выполнявшее небольшие заказы военного ведомства. В начале 1917 г. он выпустил учебный самолет П-IV и в 1920 г. -его модификацию П-IV бис .
В 1921-1923 гг. вышли еще три его модификации.

Самолет ? 1 1 - расчалочный моноплан простейшей конструкции с двигателем 'Вольт' в 22 л. с., 4-цилиндровым, веерообразным, с тянущим винтом. Крылья - прямоугольные, два их лонжерона - стальные трубы. Фюзеляж - простая бамбуковая палка (подругим сведениям, брус коробчатого сечения), усиленная шпренгелем. Летчик сидел на нем верхом. Горизонтальное оперение - очень узкое в плане, треугольное, киля не было. Управление - обычное, на крыле - элероны. Шасси V-образное со сквозной осью, амортизация - только пневматиками колес.

Первый полет на этом самолете самого А. А. Пороховщикова состоялся 25 июня 1911 г. в Риге. Потом был ряд других полетов продолжительностью до 12 мин каждый. В 1912 г. самолет демонстрировался на 2-й Международной выставке в Москве.

2 История воздухоплавания и авиации в СССР, с. 470-475.

'Вестник воздушного флота'; 1920, ? 3-4, с. 74.

'Аэро', 1923, ? 4, с. 58-59.

3 'Аэро- и автомобильная жизнь', 1911, ? 22; 1912, ? 7. 'Аэро' 1923, ? 4, с. 58 и 59.



'Би-Кок' (?2, 'Двухвостка')
Построенный по весьма оригинальной схеме этот самолет может рассматриваться как прототип всех последующих самолетов двухбалочной схемы. В нем обычная для того времени расчалочная хвостовая ферма была заменена двумя расчалочными балками, обтянутыми полотном. Назначение-двухместный разведчик. Двигатель-'Гном' в 50 л. с.

1 ЦГВИА, ф. 2008, оп. 1, д. 501, лл. 236-244 (Подробный отчет об испытаниях, ряд фотоснимков самолета).

Адлер Г. П. Развитие русских авиационных конструкций до начала первой мировой войны, с. 128-130. 'Аэро', 1923, ? 4, с. 58 и 59.

с толкающим винтом. Схема - полутораплан, верхнее крыло несло элероны и имело подносные консоли большого размаха. Гондола была расположена вплотную под верхним крылом и замыкалась сзади силовой установкой. Управление - двойное. Самолет легко разбирался на основные части двумя лицами за 5 мин и мог быть уложен в ящик размерами 3,7х1,8х1,7 м. Из конструктивных особенностей следует отметить армирование полок лонжеронов стальными полосами, прикрепленными к их верхней и нижней полкам, а также применение специального неразмокающего клея, изобретенного А. А. Пороховщиковым.

Самолет был построен конструктором лично на его квартире на шестом этаже. Первые испытания производились на Комендантском аэродроме 15 августа - 5 сентября 1914 г. Летал М. Л. Григорашвили, инженер путей сообщения, автор воздушных винтов. Самолет показал хорошие качества: скорость 99 км/ч, полная нагрузка при этом составляла 256 кг., т. е. была равна массе пустого. Для самолета с двигателем в 50 л. с. это были рекордные данные. Военное ведомство обратило внимание на этот самолет, ф. Ф. Терещенко было предложено принять заказ на постройку нескольких самолетов 'Би-Кок'. Были начаты переговоры с А. А. Пороховщиковым, но тот письмом от 8 января 1915 г. ответил, что хочет строить аппараты сам и при том в количестве не менее, как на целый авиационный отряд. Заказ оформлен не был, и этот оригинальный и интересный самолет развития не получил.

В 1915 г. на втором экземпляре 'Би-Кока' было гусеничное шасси - брезентовая лента на семи установленных в ряд деревянных барабанах - двух крайних диаметром 20 см и пяти малых промежуточных в общей раме. Эти гусеницы ставились взамен колес - возможно, впервые в мире - были испытаны, но применения не нашли.


Источник : http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr3/fight1/poroh.htm

Самолеты Пороховщикова не обладали высокой скоростью и потолком, но зато отличались простотой конструкции и дешевизной, были очень просты в пилотировании, что являлось важнейшим требованием, предъявляемым к машинам первоначального обучения. Особенно удачным оказался самолет n-IV-бис, сконструированный под двигатель в 80 л. с. еще в 1917 году и выпущенный в 1920 году. Его приняли для серийного производства и за короткое время было построено более 40 самолетов . Сиденья инструктора и учлета на самолете были расположены рядом.
 
  
 


Источник :
http://ecio.mpei.ac.ru/homepages/andre/sam/Sam1.htm

Александр Пороховщиков был одним из первых производителей самолетов в России. В 1914 г. он выпускал самолеты, сходные с моделями Кодрон Фререс (Caudron Freres) во Франции. Это были бипланы с крыльями разного размаха, неубирающимся шасси с тормозным башмаком, центральной гондолой для установки двигателя и размещения экипажа и хвостовым оперением, располагавшимся на четырех расчаленных балках, выступавших из конструкции крыльев. Эта необычная конфигурация могла использоваться с двигателем, установленным для вращения как толкающего, так и тянущего винта. Самолет Пороховщиков П-IV совершил свой первый полет в феврале 1917г. Он поступил в производство три месяца спустя и чаще всего имел двигатель Гном (Gnome) мощностью 37 кВт (50 л.с.) или ротативный двигатель Ле Рон (Le Rhone) мощностью 60 кВт (80 л.с.). Первый П-IV получил толкающий винт, а в гондоле располагались два человека в тандемных кабинах; П-IVбис - тянущий винт и расположенные бок о бок кабины; П-IV2бис - тянущий винт и тандемное расположение сидений. Послевоенный вариант П-VI (1921г.) имел усиленную конструкцию для установки более мощного двигателя Ле Рон мощностью 82 кВт (110 л.с.), был без нервюр в центроплане верхнего крыла и обшивки крыла. Самолет П-VIбис 1923г. имел стандартный центроплан с обшивкой. Пороховщиков также создал на основе модели Ньюпор (Nieuport) IV несколько двухместных тренировочных самолетов П-V.

Тип: двухместный тренировочный самолет.

Силовая установка: один ротативный поршневой двигатель Ле Рон мощностью 60 кВт (80 л.с.).

Летные данные: максимальная скорость 112 км/час (70 миль/час); практический потолок 3000 м (9840 футов); максимальная продолжительность полета 4 часа 36 минут.

Веса: пустого - 398 кг (877 фунтов); максимальный взлетный 660 кг (1455 фунтов).

Размеры: размах крыла 10,21 м (33 фута 5,5 дюйма); длина 7,3 м (23 фута 11,5 дюйма); площадь крыла 33,1 кв.м (356,3 кв. фута).


Источник : http://cofe.ru/Avia/P/P-137.htm

'Двухвостку' Пороховщиков построил одним из первых и над автоматической устойчивостью самолета работал. Трудно сказать что-либо определенное об удушливом газе.

Одногусеничный движитель Пороховщиков придумал не первым. Еще в 1832-38 гг. англичанин Дж. Гиткот испытывал локомобиль, охваченный одной матерчатой гусеницей. А в 1876 г. русский штабс-капитан С. Маевский предложил одногусеничный ход со звенчатой металлической 'рельсовой цепью' и колесами по бокам: поворот осуществлялся изгибом 'цепи', а колеса служили для устойчивости.

.

В 1941 г. он был арестован и вскоре расстрелян по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии и намеренной трате государственных средств в своем КБ на 'ненужные изобретения'.

О. Дрожжин в книге 'Сухопутные крейсера' (1942 г.) писал об 'изобретателе', который 'уже в середине августа 1914 г. разработал проект гусеничного вездехода'. А в книге А.Антонова, Б.Артамонова и Е. Магидовича 'Танк' (1946 г.) говорится о 'проекте боевой гусеничной машины' и ему возвращается имя автора. Еще более решительно выступает П. Корнюшин в журнале 'Танкист' ?5 за 1949 г. в статье 'Россия, а не Англия - родина танка' утверждает: 'Опытный образец боевой машины, построенный Пороховщиковым, был первым в мире работающим танком'.

Статья Б. Терентьева и А. Булаева 'Вездеход 1915 года - первый в мире танк' в 5-м номере 'Танкиста' за 1952 г. сопровождалась схематическим разрезом, выполненным по памяти участником работ В.И. Рабиновичем. В 1956 г. выходит книга В.Д. Мостовенко 'Танки' - первое в нашей литературе развернутое исследование истории бронетанковой техники. Подробно рассказав о создании 'Вездехода', Мостовенко - в духе времени - поддерживает версию о первом танке.




В 1915-1916 годах талантливым ннженером-изобретателем Менделеевым В. Д. (сыном известного ученого Менделеева Д. И.) был детально разработан проект сверхтяжелого танка массой в 170 т, экипаж 8 человек, 120-мм пушка и пулемет, установленный во вращающейся башне, противоснарядное бронирование 100-150 мм, максимальная скорость движения 24 км/ч,
 
  
 
пневматическая подвеска, предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги. Рисунок - Проект сверхтяжелого танка инженера В.Д.Менделеева

Летом 1917 г., недалеко от г. Дмитрова, под руководством инженера Лебеденко Н. Н. был построен колесный танк, массой в 40 т. В его создании принимали участие известные русские ученые Жуковский Н. Е. и Стечкин Б. С. Повышенную проходимость танка пытались обеспечить применением колес диаметром 9 м. Заднее колесо меньшего диаметра - для управления. Из-за технического несовершенства разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.
 
  
 


На фото - Тяжелый колесный танк Лебеденко

Несмотря на наличие подробно разработанных проектов и опытных образцов, представленных на много раньше, чем за границей, царская армия в годы первой мировой войны танков не имела. Это объясняется реакционностью прогнившего царизма, низким уровнем промышленного развития дореволюционной России, засильем иностранного капитала, продажностью и безразличием царских чиновников к судьбе Родины. Не удивительно, что массовое производство танков и их применение на полях сражений в годы первой мировой войны было осуществлено не в русской, а в английской, а затем и во французской армиях.
 
  
 


Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков). Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары; емкости, по-английски tank. Отсюда и пошло их название.



http://armor.kiev.ua/Tanks/BTVT/index.php?page=1#121





Танк
(английский tank, основное значение - цистерна, бак), боевая гусеничная полностью бронированная машина. Танк способен в огневом бою эффективно поражать различные цели, обладает надёжной броневой и специальной защитой от средств поражения и высокой подвижностью на местности; может преодолевать препятствия и заграждения.
Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии танками, были предложены в России (1911-15) инженерами В. Д.
 
  
 
Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. Васильевым, в Великобритании Де Молем (1912), в Австро-Венгрии Г. Бурштыном (1913), но они не получили развития, хотя боевая машина Пороховщикова ("Вездеход") была изготовлена в мае 1915. Англичане к осени 1916 создали несколько десятков танков ("Марка-1") и 15 сентября первыми применили их в сражении на р. Сомма (32 машины) во время 1-й мировой войны 1914-18.

Источник : Большая советская энциклопедия



Александр Пороховщиков :

Актер театра и кино. Снялся более чем в 50-ти фильмах. Играл в Театре сатиры, Театре на Таганке, с 1981 года -в Московском драматическом театре им.Пушкина. Имеет частную киностудию.
Прадед Александра Пороховщикова -Александр Александрович, дворянин, фабрикант, меценат, строитель и владелец (Славянского базара), участник сооружения храма Христа Спасителя в качестве архитектора и вкладчика средств в его строительство. Дед - тоже Александр Александрович Пороховщиков - изобретатель первого в мире танка, после 1917 года - крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В 1941 году арестован по стандартному обвинению в шпионаже и расстрелян. Спустя 15 лет полностью реабилитирован.

Источник : http://mir.glasnet.ru/~evm/unr/ba/win/issue1096_14.html



'Не кривите душой, ни за деньги, ни так:'
Александр Пороховщиков - человек, в биографии которого есть дворянский титул, легендарный дед-изобретатель танка и судна на воздушной подушке, собственные роли в фильмах Никиты Михалкова, Владимира Мотыля, Станислава Говорухина... Он играл чекистов и прокуроров, офицеров и простых честных людей, став для россиян
 
  
 
символом высокой порядочности и верности долгу и Отечеству. Недавно в его жизни появился старинный особняк, который он хочет восстановить не как собственные апартаменты, а для того, чтобы сделать в нем музей интересного и талантливого рода Пороховщиковых, где имя Александр стало символом мужественности

- Александр Шалвович, что для вас ваш род?

- Почти то же, что и Родина. Корень-то один.

Мой прадед, Александр Александрович Пороховщиков при жизни много сделал для России. Субсидировал строительство храма Христа Спасителя, давал деньги на благотворительные акции, был публицист и просто одаренный человек. А умирал в революцию. За окном стреляли, и он услышал этот шум, крики. Вздохнул и произнес: 'Пропала Россия'. Закрыл глаза и умер.

Его сын и мой дед, тоже Александр Александрович, принял революцию, и много сделал для Советской власти. Был изобретателем первого в мире танка, первые военные серийные самолеты выходили при его участии. Сейчас говорят, что он и судно на воздушной подушке придумал. А что в итоге? Девять граммов в затылок - расстреляли ни за что. За то, что родился дворянином.

Не бывают люди белые и черные. Белый только Иисус Христос. Посмотрите на себя в зеркало: сколько в лице оттенков. Этим и интересен человек и его жизнь. Другое дело, какой цвет ты сам в себе любишь держать. Палитра богата, красок множество, но каждому человеку нравится свой цвет: зеленый... Или синий. Или красный. По обилию оттенков это даже можно сравнить с музыкой. Я, к примеру, музыку очень люблю - разную. Но больше всего нравится, когда играет одна труба. Люблю, когда идет один чистый звук. А кто-то любит звучание целого оркестра. И герои, которых я играл: они не белые, не красные и не черные - они многоликие, в них все оттенки. Как в моем роду и Родине. Такими я своих героев и старался сыграть.

- Кажется, вам это здорово удавалось.

- Во всяком случае, это производило впечатление даже в советское время. Был такой случай. В фильме 'Ищи ветра' я играл жесткого царского офицера. Фильм был показан будущим офицерам госбезопасности. После просмотра вышел генерал и, обняв меня за плечо, сказал: 'Мы гордимся, что наш советский актер создал образ сильного врага. Мне бы хотелось, чтобы наши будущие офицеры брали с вас пример, чтобы они говорили: 'посмотрите, как сидит на нем форма, как он её носит, как он тверд в своих убеждениях, как он любит свою Родину'. Это был умный генерал, он понимал, что офицер - особая форма поведения.

- От прошлого надо брать все лучшее:

- Конечно. Мы должны опираться на все лучшее, что сделали наши предки. Не зная прошлого, будущего не увидишь. Врать только не надо. А то у нас в последнее время, куда ни плюнь - князья и графы. Понятно, что новая власть нуждается в собственной элите. Но почему она не создается, а фальсифицируется? У меня был знакомый, к сожалению, он умер. У него однажды появился диплом, на котором было написано: князь такой-то. А чуть ниже и статус определен: новая элита. Подписала Джуна - замечательная женщина, говорят даже, потомок царицы Тамары. Но Тамара - грузинская царица и к русскому престолу отношения не имеет. И если уж подписывает Джуна дипломы новой элите, то следует в таком документе упомянуть Ельцина, Чубайса, а не Николая II.

- Аристократизм в душе, а не на бумаге?

- В том-то и дело. Сначала нужно научиться не плевать и не сморкаться на улицах. Это будет первый шаг к аристократизму духа. Начать уважать себя, свой город, свою страну. Когда умирают любовь к своей стране и гордость за нее, многое вянет. Возьмите российский спорт - футбол, хоккей. За кого сражаться, за какой флаг? За деньги. Деньги не имеют национальности. Да и за кордоном их дают больше. А вот если бы у тебя на груди было начертано: РОССИЯ и ты в нее верил, то ты бы съел этого Марадонну или умер вместе с ним на футбольном поле.

- Вы сравниваете советские времена и нынешние - в чью пользу счет?

- Ругать то время, в котором ты родился, дело неблагодарное. Если же меня спрашивают, когда вам было лучше - тогда или сейчас? - отвечаю, что сравнивать удаленные друг от друга годы глупо. Конечно, чисто эмоционально, по-человечески мне было там теплее, потому что там я родился, там были бабушка, мама, дедушка, новогодняя елка и игрушки под ней. В те времена можно было выйти в лес, и если навстречу идет человек, то ты ему рад, приветствуешь, пожимаешь руку. Наслаждением было увидеть человека, с которым в одно время живешь, вместе дышишь, смотришь на небо, солнце, - радость была от встречи. Сейчас же, видишь человека и за сто метров кричишь: 'Кто такой? Отвечай! Иначе стрелять буду'. И тебе в ответ то же самое, а иногда и стреляют. Вот ведь в чем суть. И в работе так же все происходит. Сейчас любят повторять, что раньше, дескать, была цензура, а теперь её нет. Ерунда. Цензура была и будет всегда, пока есть государство. Раньше, в советскую эпоху, был Театр на Таганке. Правительству он был нужен, чтобы водить туда иностранцев и наглядно демонстрировать им наличие в Советском Союзе демократии. Показуха была, есть и будет. А также была, есть и будет жесткая рука, которая тотчас же придавит, если кто-то станет слишком смелым.

- Вы считаете, что тоталитаризм не исчез окончательно?

- У нас малокультурный, жлобский тоталитаризм.

- Азиатский?

- До азиатов нам еще дорасти надо. У нас просто хамство. В морду кулаком - и молчи. Зубы выбью. Вот какой. У них законы соблюдаются. Не выполняешь законы - будь любезен, отойди в сторону, мы с тобой разберемся. Не платишь налоги - с тобой серьёзно поговорят на языке Закона. А у нас всё уговаривают: плати, плати, голубчик. Жулик едет на 'Мерседесе', и все знают, что он жулик, но никто его не трогает. Только кричат за спиной. Хотя и огульно обвинять неверно. Конечно, все мы понимаем, что заработать честно 'Мерседес' сегодня могут процентов десять из тех, кто на нем ездит. Но если это вас задевает, идите в суд и докажите, что это тёмные дела. А не кричите, что он вор, потому что ярлыки клеить вам тоже никто не давал права. Иди, докажи. А у нас все крики называются свободой.

- А как на театре сказалось новое понимание свободы? Возникают параллели с прошлым?

- Были в искусстве тяжелые времена - парторганизация руководила всем, и, куда ты ни сунься, везде сидели люди, которые как раз в театре мало что понимали. Цензура была жёсткая. С одной стороны, это давило и мешало, а с другой, - в то время шедевры рождались. Была одна единственная партия и люди, которые от неё были в нашем цеху искусства, но с ними можно было разговаривать, они понятно изъяснялись. Говорили или 'да' или 'нет'. И ты твёрдо знал, что если 'нет' так 'нет'. А сейчас ни 'да' ни 'нет' - вообще ничего? Сейчас всё упирается в деньги. Вот когда я деньги выну, тогда я услышу сразу слово 'да', одно только слово 'да'. Но для этого денег надо очень много. А где их взять? Убивать, воровать, мошенничать? На это девяносто девять процентов нашего населения неспособно, поэтому и влачат существование, и озлобляются. А где это видано, чтобы тебе без конца в рот вливали грязь, а ты ещё что-то говорил в благодарность.

- С деньгами можно не обременять себя умом и талантом. Вам приходилось сталкиваться с подобным?

- Вдруг смотришь - такой-то стал Народным артистом. Как он звание получил - загадка. Звание-то можно и купить, а всенародное признание - никогда. Я, честно говоря, отменил бы все эти звания. Это раньше было рычагом, чтобы держать нас в узде. Чтобы между нами свара была. Кто-то Заслуженный, кто-то Народный, кто-то вообще ничего ни имеет. Я представляю, на могиле Владимира Высоцкого на камне было бы написано: Народный артист Советского Союза.

- Да, действительно странно бы смотрелось: Народный артист СССР Владимир Высоцкий. Другая личность бы за этим стояла.

- Конечно. А в сочетании имени и фамилии: Владимир Высоцкий - скрыты подлинные любовь и признание.

- А сейчас среди ваших товарищей по цеху есть ли властители дум? Можете назвать кумира, такого как Высоцкий, выражающего чаяния и боль поколения?

- Я такого не вижу. Думаю, ему не на чем вырасти, такому 'ответчику' за общечеловеческие грехи. В искусстве всегда были сногсшибательные успехи и провалы, а сейчас всё средненько: и провалов нет, потому что нет и взлётов. Нет потрясений. Ничего. Редчайший случай, если кто-то с чем-то прорвётся. В музыке настоящее есть - замечательные дирижёры, исполнители. Есть талантливые люди, конечно, есть. Но основная масса сейчас малокультурна. И эти бесконечные сериалы:

- Но ведь если платят, почему бы не сыграть?

- Кривить душой, извините, не умею. Даже если будут платить, не возьму. У меня ценности другие, меня воспитывали в других условиях. Есть воздух, солнце, природа, люди, с которыми ты рядом живёшь. Ну, что у нас - на хлеб не заработаешь? Можно заработать. Без всякого воровства, спокойно. Конечно, хочется жить получше, на мир посмотреть. Для этого и оплата честного труда должна быть другой. А мы с вами словно в каменном веке живем. Дико всё и бездумно - по-варварски.

- Вы - человек, собравший сведения о двухстах членах вашей фамилии. Как вам это удалось?

- Нет, не только о моей фамилии. На фестивале в городе Сан-Рафаэль, который проходил во Франции в 1991 году, я показал фильм 'Цензуру к памяти не допускаю', где сам лично выступил и сценаристом, и режиссером, и даже исполнил главную роль. Фильм получил 'Золотой парус', а я отклики от родни со всего мира. Но, действительно, мы вот в этом доме-музее Пороховщиковых хотим рассказать людям о Свиридовых, Романовых, представителях многих других родов. Надо же знать историю своих бабушек и дедушек.

- У вас, насколько мы знаем, есть, кем гордиться...

- Да. Это были люди, которые гордились тем, что они живут не где-нибудь в Америке, а в России. Они любили свою страну, свой народ. Я тоже в каком-то смысле их продолжатель. По сей день, когда звучит гимн России, у меня мурашки идут по коже, потому что эта музыка написана народом, а композитор Александров сумел ее услышать. Это талантливо написанная музыка. В ней есть характер большого, великого народа. Вот текст надо убрать. Тот текст, который сейчас написали, нельзя даже произносить. И слава Богу я в этом мнении не одинок. Я считаю, что нам надо лет двадцать под эту гениально написанную музыку просто помолчать. И люди, историю которых я по крупицам собираю, настолько чувствовали свою причастность к Родине, что, когда поднимался российский флаг или звучал национальный гимн, они плакали.

- Жизнь за царя?

- Да, жизнь за Отечество и за царя они отдать были готовы. Но офицер, присягая самодержцу жизнью, мог сказать: 'Расстрелять меня вы вправе, но оскорблять себя я не позволю'. Я часто привожу в пример этот эпизод. Потому что он меня потряс. Какое было человеческое достоинство! Я горжусь тем, что изучаю историю своих предков. Это были люди, которые много отдали государству. Как многие фабриканты и состоятельные люди, как Савва Морозов: Первую свою прибыль они клали в казну государства, а уж потом себе в карман. А у нас пока не только в казну, а из казны еще себе кладут.

Мне есть кем гордиться. Я считаю, что каждый человек должен оглядываться назад и смотреть, кто был у него за спиной. Это дает опору.

Ирина ЖУКОВА

Виталий КАРЮКОВ

специально для газеты 'НАРОДНИК'.


Источник : http://www.gazeta-narodnik.ru/index.php?action=Articles&dirid=11&tek=92&issue=7

 




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам
 


Надежные виброплиты для работ по строительству и благоустройству | Разновидности бензиновых генераторов | Входные стальные двери