На главную
 
Транспорт для императора
 
Представим себе необычный вагон: с дубовыми дверями, бархатными коврами, уютными диванами вместо привычных для современных пассажиров полок. Даже в туалете в этом роскошном вагоне стены и двери изготовлены из дорогостоящего красного дерева: Речь идет вовсе не о шикарной новенькой западной модели, такие роскошные поезда серийно изготавливали в Риге более ста лет назад.

109 лет назад - 14 октября




1894 года - руководители знаменитой в то время Транссибирской железной дороги заключили договор с рижским Русско-Балтийским вагонным заводом. Сегодня этот документ читается с удивлением. Обращает на себя внимание не только объем заказа (буквально за несколько месяцев предприятие обязалось произвести почти сто вагонов), но и то, какими они должны были быть. Ныне даже СВ выглядит пародией на обычный "руссо-балтовский" вагон второго класса, столь комфортабельная продукция в то время производилась.

Разумеется, в договоре между заводом и железной дорогой предусматривалось, что все вагоны должны быть чрезвычайно надежны. К примеру, колеса испытывали, опуская на них молот весом в полтонны.

Договор, как и все остальные заказы на вагоны для этого завода, являл собой и образец патриотизма. В контракте говорилось: "Все материалы для постройки вагонов должны быть русского происхождения". Шикарный вагон стоил на удивление недорого - около 10 тысяч рублей. При том что роскошь, повторюсь, предусматривалась удивительная. Сегодня пассажиры не могут и мечтать о подобных поездах!

Пол в вагонах был покрыт линолеумом и устлан коврами, наружные двери изготавливали из дуба. В купе вагона первого класса имелись два дивана, часы, две пепельницы, зеркало, термометр: На потолке были установлены вентиляторы. Что примечательно, в каждом вагоне лежали сапожные щетки - вагоностроители не забыли и о такой мелочи.

В договоре между Транссибирской железной дорогой и "Руссо-Балтом" говорилось: "Внутренние двери, оконные рамы и все внутренние столярные работы будут исполнены в служебных вагонах из красного дерева, в отделениях первого класса - из орехового, в отделениях второго класса - из ясеневого". А стены и двери туалетов делали из красного дерева и в вагоне первого класса. В наши дни немало газетных статей опубликовано о другой продукции "Руссо-Балта" - самолетах, автомобилях, броневиках, аэросанях и тому подобных престижных изделиях. Хвала "Руссо-Балту" не удивляет. Достаточно напомнить, что завод, начав в 1908 году производить легковые машины, к началу первой мировой войны выпустил их больше, чем знаменитый ныне "Фиат" за первые 6 лет своего существования. Рижские инженеры участвовали в проектировании самого мощного в мире по грузоподъемности до первой мировой войны аэроплана - знаменитого "Ильи Муромца".

Но, согласитесь, и производство вагонов на "Руссо-Балте" впечатляет. Тем более что изготавливали здесь эти шикарные вагоны в огромных количествах: в 1913 году было выпущено 500 пассажирских и 6 тысяч товарных. Как же возник в Риге такой уникальный завод? В 1869 году его основала немецкая фирма из Кельна. Но заказы были огромными, и вскоре немцы выяснили, что российский размах им не по плечу. Они вынуждены были преобразовать завод в акционерное общество, акции скупили российские финансисты, правление предприятия переместили в Санкт-Петербург - поближе к собственникам.

Казалось бы, именно "Руссо-Балт" должен был получить заказ на создание специального вагона для императора Николая II. Но не удостоился чести стать поставщиком двора Его Императорского Величества как производитель вагонов. Дело в том, что его вагоны считались в то время: недостаточно комфортными. Предполагалось, что они рассчитаны не на избранную публику, а на массового потребителя. Больше ценилась продукция главного конкурента "Руссо-Балта", другого рижского вагоностроительного предприятия - "Феникс". Его основал в 1895 году коммерсант, живший в Санкт-Петербурге. Вагоны "Феникса" были известны не только в Российской Империи, но и за ее пределами. Они получили в 1906 году главный приз на международной выставке в Милане. После чего итальянцы тут же передали "Фениксу" крупный заказ на производство вагонов. Именно "Фениксу" и поручили изготовить особый вагон - для перевозки одного пассажира. Впрочем, на "Руссо-Балте" могли утешиться тем, что и их предприятие стало поставщиком императорского двора - Николай II ездил на рижском "руссо-балтовском" автомобиле.


Александр Гурин, Вести сегодня
26 сентября 2003 11:13
Эта страница распечатана с портала DELFI
Адрес http://rus.delfi.lv/archive/index.php?id=6387086
 



Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам
 


Надежные виброплиты для работ по строительству и благоустройству | Разновидности бензиновых генераторов | Входные стальные двери