Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Возрождение 'вагонки'
 
Возвращается к жизни рижская 'вагонка'. В январе 2001 года в Регистре предприятий зарегистрировано АО Rigas vagonbuves rupnica (RVR). Его акционеры холдинг Felix (75%) и Vairogs R (25%) вложили в основной капитал завода 22 250 латов. Расположился завод в северной части территории бывшего РВЗ, которую Severstallat (входящий в холдинг Felix) и Vairogs R арендовали в течение 8 лет, занимаясь там реализацией на рынках Балтии металлопроката (по большей части произведенного российской компанией Северсталь). Кстати, по словам гендиректора Severstallat Валерия Игауниса, Северсталь приобрела Коломенский вагонный завод, на котором трудится 20 тыс. человек.
На северной территории (около 20 га) расположились четыре самостоятельных предприятия. 2-3 га занимает Vairogs V, производящий строительные металлоконструкции, в том числе мачты для Latvijas mobilais telefons. На остальной территории расположился Severstallat, где планируется воссоздать вагоностроительный завод (примерно 60% земли). Здесь же построен металлотехнологический парк по торговле металлами, презентация которого прошла в июле. По прогнозам Валерия Игауниса, уже в первый год работы парка его оборот достигнет 20 млн. латов. Для сравнения: нынешний оборот 'вагонки' 5-6 млн. долларов. В первый этап реконструкции технопарка Severstallat уже вложил 5,7 млн. долларов, для российской Северстали это самая крупная инвестиция за рубежом. Кроме того, на северной территории находится сервисный центр.
На новом рижском предприятии сохранилась уникальная техническая документация старого РВЗ, программа развития предусматривает внедрение современных технологий на основе сотрудничества с японскими, шведскими, финскими и российскими предприятиями. В течение двух лет новые владельцы намерены радикально изменить производство, получить сертификат качества ISO и наладить выпуск продукции согласно стандартам охраны среды.
Оборудование RVR, по словам директора предприятия Лазаря Райзберга (работавшего на 'вагонке' с 1976 года, выросшего в советское время от конструктора и технолога до технического директора), далеко не молодо и оставляет желать лучшего, но наличие даже такой техники дает возможность строить новые вагоны. Но сегодня речь идет не о производстве новых дизелей и электричек, а об их модернизации. А пока, как сказал Лазарь Райзберг, 'восторжествовала историческая справедливость - 170 рижских трамваев прошли через руки вагоностроителей. Срок их службы продлен на 12 лет, причем все, кроме интерьера и электрооборудования, делает сам RVR'. Завод - это еще и ремонт и переоборудование грузовых вагонов в лесовозы и платформы для контейнеров, заказы есть как с Запада, так и с Востока. Основных заказчиков, по словам директора, завод ищет среди своих старых клиентов. К примеру, в Болгарии ходят около 50 поездов, построенных рижскими вагоностроителями. То же в Казахстане, Украине, Белоруссии, российской периферии. 'Когда-то РВЗ был монополистом, сегодня нам надо показать, что кроме названия есть и реальная возможность работать, - говорит Лазарь Райзберг. - Сегодня 'вагонка' пытается конкурировать с RRA и Lokomotivs по части ремонта поездов'. В объявленном в июне Латвийской железной дорогой конкурсе на капитальный ремонт шести вагонов победил RVR, предложив лучшие цены. Это один из первых заказов возрождающейся 'вагонки'.

Что впереди?
Модернизацией в Латвии занимается только RRA, а за ее пределами - Вагонное депо в белорусском городе Лиде и Эстонский судостроительный завод. Право же строить новые электро- и дизель-поезда в Латвии имеют только даугавпилсский Lokomotivs и RVR. За пределами Латвии конкурентами по новому строительству являются Демиховский завод в Орехово-Зуево и Тверской вагоностроительный завод. Кстати, именно в Орехово-Зуево во времена перестройки уехали около ста не худших специалистов РВЗ, получив сразу по приезде ключи от новых квартир.
Директор отдела подвижного состава LDz Янис Петерсонс обмолвился в разговоре с БК, что 'через пять лет или даже раньше в Латвии не останется электро- и дизель-поездов, все будут ездить на автобусах. Латвия и Албания - вот два государства, не поддерживающие железные дороги финансами'. На что Валерий Игаунис философски ответил: 'Это вопрос политический'.
Политическим вопросом назвал директор отдела реализации Северстали Дмитрий Горошков и запрет на транзит металлов через балтийские порты, из-за чего, по словам Валерия Игауниса, объем перевалки металла через порты Балтии упал с 200 тыс. тонн в месяц до 150 тысяч за весь первый квартал 2001 года. 'Сейчас в МПС разрабатывается единая ставка тарифов и на экспортные, и на внутренние перевозки. Будем надеяться, что после этого у нас вновь появится возможность использовать порты Балтии. Для нас чем больше вариантов, тем лучше', - сказал Дмитрий Горошков на открытии дистрибьюторского центра RVR.
Конкуренция на рынке вагоностроения обостряется. Понятно, что в обозримом будущем речь может идти лишь о ремонте поездов, в крайнем случае их модернизации. Даже развитые европейские страны активно занимаются модернизацией, с помощью которой удается не только сделать их более комфортными, но и продлить срок их службы на 15-20 лет. Янис Петерсонс считает, что мощностей RRA вполне достаточно для всей Балтии. 'РВЗ опоздал продаться России - была реальная возможность работать на российский рынок. Сейчас Демиховский завод обеспечивает потребность в электропоездах'.
Напоследок хочется привести пару цифр: в советское время на производство вагонов только на РВЗ в год уходило примерно 36 тыс. тонн металла. Одним из аргументов тогдашних политиков, стремящихся развалить производство, была высокая металлоемкость производства. Сегодня Severstallat пропускает ежегодно 100 тыс. тонн металла. И никто в Латвии уже не заикается о высокой металлоемкости, равно как и о суперскоростных поездах, управляемых вместо привычного нам машиниста электроникой.
 




Rambler's Top100
Все фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав они будут убраны после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде.
Информация и изображения представлены как познавательный материал.
Права на ретранслированные материалы принадлежат первоисточникам
 


Надежные виброплиты для работ по строительству и благоустройству | Разновидности бензиновых генераторов | Входные стальные двери